Михаил Поляков (mbpolyakov) wrote,
Михаил Поляков
mbpolyakov

Categories:

Зюганов и Православие

Что же, вопрос наболел, давайте поговорим.

Когда появляется очередная информация о том, что КПРФ как-то поддерживает церковь, или Зюганов замечен был в общении с религиозными лидерами, начинается вселенский крик.

«Уже не те коммунисты, скурвились, сволочи», – повторяют – одни – с радостью, другие – с огорчением. При этом указывают на одного Зюганова. Удивительно – Зюганова подозревают в религиозности одного, а “скурвилась” вся партия. Все ряженые, все верующие, все уже не те. И забывается, что коммунистов вообще-то 150 тысяч человек, и это люди с разными убеждениями, разными взглядами. Впрочем, к этому мы ещё вернёмся.

А пока рассмотрим вопрос со всех сторон – теоретически, практически, узнаем мнения на него  и простых членов партии, и её руководителей.

Начну с себя: я атеист, хотя в моём роду было два священника – дед и прадед, служивший ещё до революции. Мой отец уже был коммунистом, и резко отошёл от религии. Сам я являюсь атеистом, хотя и бываю в храмах, и не только в православных, и не только в христианских, но не с религиозными, а с искусствоведческими целями. Надеюсь, это отвечает вопрос о моей личной ангажированности.

Как к религии относятся коммунисты? Это широко известно, и потому тут останавливаться не буду. Коммунисты считают религию опиумом народа, считают религиозные верования пережитком прошлого, а сами религиозные институты – одним из способов контроля над обществом. В то же время в партии – как в советские времена, так и сегодня, всегда состояли, да и будут состоять верующие. Почему же верующим не запрещают вступать в партию? Вот что писал на этот счёт Ленин:

отчего мы не заявляем в своей программе, что мы атеисты? отчего мы не запрещаем христианам и верующим в бога поступать в нашу партию? Ответ на этот вопрос должен разъяснить очень важную разницу в буржуазно-демократической и социал-демократической постановке вопроса о религии.

Наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма; издание соответственной научной литературы, которую строго запрещала и преследовала до сих пор самодержавно-крепостническая государственная власть, должно составить теперь одну из отраслей нашей партийной работы. Нам придется теперь, вероятно, последовать совету, который дал однажды Энгельс немецким социалистам: перевод и массовое распространение французской просветительной и атеистической литературы XVIII века.

Но мы ни в каком случае не должны при этом сбиваться на абстрактную, идеалистическую постановку религиозного вопроса “от разума”, вне классовой борьбы, — постановку, нередко даваемую радикальными демократами из буржуазии. Было бы нелепостью думать, что в обществе, основанной на бесконечном угнетении и огрубении рабочих масс, можно чисто проповедническим путем рассеять религиозные предрассудки. Было бы буржуазной ограниченностью забывать о том, что гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества.

Никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если его не просветит его собственная борьба против темных сил капитализма. Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе.

Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией. Проповедовать научное миросозерцание мы всегда будем, бороться с непоследовательностью каких-нибудь “христиан” для нас необходимо, но это вовсе не значит, чтобы следовало выдвигать религиозный вопрос на первое место, отнюдь ему не принадлежащее, чтобы следовало допускать раздробление сил действительно революционной, экономической и политической борьбы ради третьестепенных мнений или бредней, быстро теряющих всякое политическое значение, быстро выбрасываемых в кладовую для хлама самым ходом экономического развития.

Иными словами, начётнического, тёмного, глухо отрицающего отношения к религии у коммунистов нет. Надо понимать, что мало одного просвещения, мало одной литературы, человек должен преодолеть свои предрассудки в собственной борьбе, он должен не словами, а делом и практикой изживать их.

Теперь коснёмся заявлений Зюганова о том, что КПРФ имеет общие с Православной церковью цели. Да, это отчасти так. Собственно, Церковь стремится помогать нуждающимся, и коммунисты каждый день защищают их права, Церковь выступает против ювенальной юстиции, и коммунисты выступают против неё, Церковь требует не вводить ИНН и прочие идентификационные нормы, закрепощающие человека, и коммунисты требуют того же. Но значит ли это, что все коммунисты стали верующими и отказались от своих принципов? Представьте, что вы идёте по дороге, а рядом с вами идёт некий человек. Вы идёте в ту же сторону, в том же направлении, с одинаковой скоростью. Будет ли верно утверждать, что вы – родственники или друзья? Нет, он идёт в магазин, а вы – в метро. На определённом участке вы совпали с ним. Так и тут. Коммунисты поддерживают борьбу с бедностью, но не потому, что святой Мартин разделил с нищим свой плащ, коммунисты против ИНН, но не потому, что считают, что это – попытка дьявола овладеть человеческими душами, коммунисты против ювенальной юстиции, но, опять же, это не потому, что это следует из Священного писания. Везде у КПРФ свои цели и задачи, вытекающие из её сугубо  материалистических представлений. Да, коммунисты также выступают заодно с Церковью против экспансии католичества, протестантства, разнообразного сектантства и проч., но не потому же, почему делает это боящаяся конкурентов Церковь. Коммунисты защищают Православие потому же, почему защищают вообще всю нашу культуру, частью которой является и Церковь хотя бы в прямом смысле, от влияния Запада, которое мы прекрасно видим и понимаем.

Теперь о религиозности лично Зюганова. Верит ли он в Христа, Аллаха, Будду? Скажу честно: я не знаю, и не буду предполагать. Но как бы там ни было, это еголичное, частное дело. Теперь вернёмся к многочисленным обвинениям и заявлениям противников КПРФ, состоящих в том, что вот если Зюганов верующий (в доказательство чему зачастую приводятся самые смешные аргументы), то и все коммунисты ударились в Православие и возрождение духовности. Да ничего подобного. Такой дурацкий вывод, совершенно неожиданный и смешной, если смотреть со стороны, делается на основе, как это ни странно, сравнения Коммунистической партии с «Единой Россией» и вообще путинщиной. Но между коммунистами и путинистами – огромная разница, которую надо понимать. Сейчас объясню её.

Дело, понимаете ли, в том, что у «Единой России» никакой идеологии нет. Есть общие слова, болтовня о возрождении духовности, вставании с колен, угрозе от Америки, но идеи там нет. Там нет ни православной идеи, ни частично коммунистической, ни какой бы то ни было ещё. Вся их пропаганда и агитация всегда строилась и будет строится не вокруг научного представления о счастье человечества, не вокруг мифического представления о том же, которое даёт религия, а вокруг одной личности Путина.

У коммунистов всё иначе, у коммунистов есть прочная научная база, на которой строится их представление о мире, это наука, это десятки тысяч философских трудов, вобравших в себя сумму знаний человечества, начиная с Аристотеля и кончая самыми новейшими исследованиями. Это представление о том, как устроен мир, как работает экономика, культура, какие законы движут обществом, что есть справедливость, и проч.

У путинцев всего этого нет. Какую сферу ни возьми – везде они рабы американской, английской или немецкой мысли, везде заимствования, причём беспорядочные, из чужих доктрин, нахватанные по верхам либеральными кремлёвскими недоучками-идеологами. Что модно, то и можно.

Именно поэтому в партию Путина вступают именно из-за Путина (речь о рядовых членах, а не о карьеристах), в КПРФ никто никогда не вступает из-за одного Зюганова, а вступают из-за той научной идеи, о которой идёт речь. В «Единой России» стёрты лица, принято только сплошное поклонение обезличенное своему обожаемому кумиру. В КПРФ этого нет и близко. Никто из коммунистов за редким исключением, не считает себя крепостным графа Шереметьева рабом лично Зюганова, никто никогда, да и сам Зюганов не сделает этого, не будет ставить его слово выше слова Маркса, Сталина, Ленина, да любого идеолога нашего, чьи работы нашли практическое применение в жизни. И именно поэтому, потому, что идеология, наука у нас на первом плане, потому что она, а не отдельная личность, определяет действия коммунистов, КПРФ никогда нельзя будет назвать православной партией и проч. Стоило Путину там на что-то изменить точку зрения – и вся партия «Единая Россия» в едином порыве меняет на этот же вопрос своё мнение. Но что бы ни делал Зюганов, пусть он даже будет Великий пост соблюдать, и с пудовой свечой ходить к храму ко Христову дню, но пост не будет соблюдать ни Иван Мельников, ни Обухов, ни Смолин, ни Кашин – ни я или кто-нибудь ещё из сторонников партии или её членов. Это подтверждается практикой – кого, кроме Зюганова видели в Храме или там с Патриархом? Теперь переведите взгляд на запутинцев:

Кажется, понятно, о чём я говорю.

Теперь о личности самого Зюганова. Зюганов, в агитации за которого я участвовал с самого раннего времени, и с которым познакомился в середине девяностых – лично – хороший, порядочный человек, его заслуги перед партией огромны, что признают даже и противники его. Я, как и все, прошёл несколько этапов – я считал, что иначе надо было действовать в 96-м, в 93-м и т.д. Не могу сказать, что последовавшие события показали мне, что я был не прав, а Зюганов – прав, как бы там сложились обстоятельства не знает никто, ни критики партии, ни сам Зюганов – никто. Можно только делать необоснованные предположения. Факт состоит в том, что партия – жива, что она приносит пользу, конкретную пользу, а не запутинскую трескотню Кургиняна и прочих. Если он и верующий, в чём я сомневаюсь, это его личное дело. В Устав КПРФ не внесены и не будут внесены изменения, в соответствии с которыми её члены обязаны быть верующими. Вера или её отсутствие не помогут вам продвинуться по партийной лестнице, но и не остановят ваше продвижение по ней. Это совершенно безразлично. Желательно, чтобы коммунист не верил, но этоего сугубо личное дело.

Теперь об отношении членов партии к религии и к тому, что КПРФ, якобы, заигрывает с Церковью, за что зачастую принимают действия партии в рамках своей концепции, которые я описал выше.

Отношение очень разное. Не так давно мне прислали вот эту фотографию, которая всё равно всплывёт, и потому помещаю её сам:

На ней Зюганов находится в Храме Христа Спасителя, где кланяется поясу Богородицы. Писали люди – как коммунисты, так и сторонники партии, голосовавшие за неё. Возмущению не было предела с одной стороны, с другой – просили объяснить происходящее. Что я могу сказать? Повторю только то, что говорят другие, и с чем я согласен. Мне говорили, что он прошёл туда вперёд других. Если это так, то это, конечно, некрасиво. Зная Зюганова, уверен, что всё было сделано для того, чтобы причинить как можно меньше беспокойства другим людям, но всё-таки… Впрочем, отношение к этому вопросу разное. Один человек – генерал в отставке, 85-летний ветеран войны, не одобряя это, говорил, что это может привлечь новых людей. И это да, для нас критично, потому что доступа к электронным СМИ у коммунистов нет, всё подобрала под себя «Единая Россия». Можно обсуждать средства, взгляд на это рядовых членов партии и проч.

В руководстве КПРФ мнения опять же, расходятся. Некоторые члены ЦК в том числе, не буду называть фамилий, резко осуждают это, в частности, один очень уважаемый человек, известный учёный, неоднократно в беседах, в том числе и со мной, говорил, что выйдет из партии, если всё это будет продолжаться. Другие – разводят руками, третьи вообще безразличны к этому вопросу, четвёртые также считают, что коммунистам необходимо как можно чаще заявлять о себе разными способами. В конце концов, что сделал Зюганов? Почтил христианскую святыню?.. Официальную точку зрения коммунистов на этот вопрос можно было видеть, точнее – не видеть. Ни в одной из газет КПРФ не появилось ни единой строчки, ни единой фотографии или ремарки о визите Зюганова в храм. Посчитали - это личное дело руководителя партии, оно не касается партии в целом и потому просто не стоит упоминания.

Зюганов, несмотря на любые свои взгляды, по-прежнему остаётся коммунистом, в этом нет сомнения.

Subscribe
promo mbpolyakov апрель 26, 2014 11:18 Leave a comment
Buy for 10 000 tokens
Заходите на hvatit.xyz - это патриотический ресурс, где вы найдёте правильную трактовку событий, происходящих в стране.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments